Пословица
Двадцать лет назад я, как и многие радиолюбители, интересующиеся звуковой аппаратурой, зачитывался журналом "Радио" и его младшим братом — сборником "В помощь радиолюбителю". Со своими друзьями я бурно обсуждал необходимое количество нулей после запятой в коэффициенте нелинейных искажений "идеального" усилителя и его устремляющуюся в космос скорость нарастания. Тогда ведь не столько слушали звучание, сколько восхищались техническими характеристиками. К сожалению, этой болезнью многие страдают и поныне.
Однажды, примерно в 1980 году, на запрещенном тогда радиорынке у магазина "Юный техник" в Автово я увидел молодого человека, продающего наушники "Sennheiser". На груди у него на скрепке висел листок бумаги с надписью: R = 600 Ом, DF = 40 Гц — 18 кГц. Об этой фирме я уже кое-что знал, хотя для Ленинграда она была большой редкостью. Удивили меня характеристики. Как же так? У всех наушников того времени диапазон частот меньше чем 20 Гц — 20 кГц не писали. Даже у гонконгских. На мой удивленный вопрос парень ответил: "А ты их послушай". И дал совет: не верить глазам своим, а верить ушам.
Мы познакомились. Это был известный "ламповщик" Сергей Егоров. Он пригласил меня к себе домой, и я попал в комнату настоящего профессионала-фаната — в "звуковой" рай. На рабочем столе полукругом возвышался небоскреб из десятков классных измерительных приборов, вокруг громоздились коробки с лампами, конденсаторами, трансформаторами, лежали грудами корпуса для усилителей, "кинаповские" динамики и т. д. У стены была сложена фанера, деревянные бруски и стояло несколько пар полутораметровых рупорных акустических систем. Такого я никогда не видел.
Сергей показал мне несколько японских радиотехнических журналов, которые были заполнены ламповыми схемами. Недоумение мое возрастало: весь мир завален японской транзисторной техникой; для себя, значит, лампы, а для остальных стран — транзисторы? Почему?
Окончательно меня повергло в изумление натуральное и живое звучание лампового усилителя и то, что у него, как сказал Сергей, коэффициент нелинейных искажений аж 1%. В голове все смешалось.
С этого момента я вошел в мир ламповой аудиотехники и рупорной акустики. По японской схеме, но на наших лампах собрал свой первый ламповый усилитель, затем корректор (кстати, без катодных повторителей, без SRPP и с пассивной коррекцией). Как-то мы с Егоровым попали на прослушивание, проходившее в одной известной коммунальной квартире в Басковом переулке. Было несколько экспертов, один из которых, когда испытывали мой корректор, язвительно-весело заметил: "А у вас фонит!" Это был уже тогда знаменитый А. Лихницкий. Другой, которому при прослушивании вообще ничего не нравилось, слушая усилитель Егорова, указал на "зализанность и волосатость" звучания и как итог — на "ядовитость" звука. И добавил: "Похоже, это общая болезнь трансформаторов". Как выяснилось, одна неосторожно брошенная фраза может надолго увести с правильного пути.
Шли годы. Мой интерес к звуковой технике и к звуку возрастал. Решив соединить профессию и хобби, я поступил на работу в Дом радио. Но там вопрос качества звучания и его улучшения стоял далеко не на первом месте. К примеру, звукорежиссеру не нравится звучание; техники прикатывают похожий на робота мультиизмерительный комплекс на колесиках, тестируют тракт и говорят, что параметры в норме и претензии не принимаются. Но энтузиасты-радийщики всегда предпочитали использовать в звуковом тракте трансформаторы, особенно на входе и выходе микшерных пультов, микрофонных усилителей и на выходе микрофонов. Старые звукорежиссеры с нескрываемой ностальгией вспоминали прозрачное динамичное звучание профессиональных ламповых усилителей с высокочувствительными акустическими системами на больших бумажных диффузорах. Да и уши за рабочую смену от них не уставали,— добавляли они.
К началу 1995 года последователи Егорова собрались вместе. Казалось, теперь можно быстро решить все проблемы качества звучания. Мы плотно занялись исследованием влияния на звук отдельных радиокомпонентов (резисторов, конденсаторов, ламп, проводов и т. д.); начали определять закономерности изменения звучания при использовании различных схемотехнических решений, комбинаций элементов и способов монтажа; стали упрощать сигнальные схемы, уменьшать количество используемых элементов, укорачивать путь прохождения сигнала. После каждого изменения звуковой тракт тщательно прослушивался. Отказавшись от "кругового пути"— ООС, мы стали отказываться и от всевозможных "параллельных путей". Причем обнаружилось, что эти "круговые" и "параллельные" пути есть везде и не так просто их выявить. Зато, если удается это сделать, насколько улучшается звук! Например, устранение "параллельных путей" в блоке питания улучшает звучание на порядок больше, чем замена межблочного кабеля или кабеля к АС, пусть даже на очень дорогой. Хотя это вовсе не значит, что нужно забыть о влиянии конструкции и материала проводов на качество звука.
После того как в разработанных нами схемах с гальваническими межкаскадными связями остался один выходной (или разделительный) конденсатор, встал вопрос: а нельзя ли избавиться и от него? В свое время основатель фирмы "Audio Note" Хирояши Кондо сказал: "Если количество элементов в цепи уменьшить хотя бы на один, то будет устранен еще один источник механичного звучания" [1]. А уж насколько пагубно влияют конденсаторы на звук, я думаю, знают многие.
Мы стали искать новое решение, которое на поверку оказалось очень старым. Как сообщает журнал "Sound Practices" [2], еще в 1912 году был создан первый звуковой усилитель "Audion", вообще не имевший разделительных конденсаторов; все межкаскадные связи в нем были построены на трансформаторах (а вот первые резистивно-емкостные схемы, говорится в этом же журнале, появились лишь в 1916 году). Значит, применяя трансформаторы, можно полностью избавиться в звуковом тракте от разделительных конденсаторов, а с учетом современных разработок — и от резисторов. Останутся только лампы и трансформаторы! И все!
А какова ситуация в этой области сегодня? Два года назад фирма "Marantz" выпустила флагманский усилитель "Project T1" на прямонакальных лампах с трансформаторными связями. Уже много лет известный разработчик фирмы "Yoshiki Industrial Co., Ltd" Шишидо применяет в своих моделях трансформаторы по всему тракту, да и сам Кондо-сан в последнее время в своих разработках все больше использует межкаскадные трансформаторы. И наконец, из "Интернета" мы узнали, что в Японии есть знаменитый аудиофил Сакума, вот уже 20 лет разрабатывающий различные усилительные устройства на основе не менее знаменитых входных, межкаскадных и выходных трансформаторов фирмы "Tamura".
Чем же так привлекательна (была и снова стала) трансформаторная связь? Из теории известно [3], что трансформаторный каскад (рис. 1, а) отличается от резистивно-емкостного (рис. 1, б) следующими чертами:





Недостатками трансформаторных каскадов являются увеличенные массогабаритные параметры (что не так важно в ламповых конструкциях) и не очень хорошие амплитудно- и фазочастотные характеристики. Впрочем, последние можно улучшить путем повышения качества трансформатора, что, однако, непросто и недешево.
Проверим (для тех, кто любит все считать) первое, наименее очевидное преимущество трансформаторного каскада перед резистивно-емкостным. Возьмем, к примеру, лампу 6С45П-Е, которая имеет высокий коэффици- ент усиления μ≈50, низкое внутреннее сопротивление в рабочей точке Ri = 1,25 кОм и низкий уровень собственных шумов. Выберем рабочую точку: напряжение анода Ua = 150 В, ток покоя I0 = 35 мА, при этом мощность, рассеиваемая на аноде, составит Pa = UaIa = 5,25 Вт. С целью уменьшения нелинейных искажений возьмем нагрузочный коэффициент α = 3,76, тогда сопротивление анодной нагруз- ки по переменному току составит Ra = αRi = 4,7 кОм. Пусть переменное напряжение на выходе обоих каскадов составит Uн = 60 В, а нагрузкой служит резистор Rн = 47 кОм (входное сопротивление следующего каскада). Возьмем трансформатор с КПД ηтр = 0,9 (что реально) и сопротивлением первичной обмотки Rт = 200 Ом. При этом коэффициент трансформации Кт = √(Rн/Ra) = √10.
Подсчитаем КПД анодной цепи для
двух видов каскадов. Мощность на нагрузке:
Рн = Uн2/Rн
= (Uн2Кт2)/Rн
= 0,689 Вт; Рн = Ua2/Rн
= 0,0766 Вт.
КПД анодной цепи:
ηа = Рн*100%/Ра =
13,13%; hа = Рн*100%/Ра
= 1,46%.
Рис. 1 Выходной каскад усилителя:
слева — трансформаторный; справа —
резистивно-емкостной
Итак, КПД трансформаторного каскада почти в 9 раз
больше КПД резистивно-емкостного каскада.
Пойдем дальше. Посмотрим, какое
напряжение источника питания требуется для
обеспечения необходимого режима по постоянному току:
Еа = Ua+I0Rт
= 157 В;
Еа = Ua+I0Ra
= 314,5 В
Таким образом, требуемое напряжение (а
следовательно, и мощность) источника анодного
питания для трансформаторного каскада будет в 2 раза
меньше, чем для резистивно-емкостного.
Проверим, какая часть мощности
сигнала достигает нагрузки. Мощность сигнала,
выделяемая на аноде лампы:
Рас = Uн2/Ra
= 0,766 Вт;
Рас = Ua2/Rэ =
0,843 Вт
(здесь Rэ = RаRн/(Rа+Rн) — эквивалентное
сопротивление нагрузки лампы).
Мощность сигнала, выделяемая на нагрузке
Рн = ηтр/Рас =
0,689 Вт;
Рн = Uн2Rн
= 0,0766 Вт.
Отсюда следует важный вывод: в трансформаторном каскаде 9/10 мощности сигнала достигает нагрузки, а в резистивно-емкостном — лишь 1/11 часть (остальные 10/11 выделяются на анодном резисторе впустую!).
Ну, хорошо, цифры цифрами, а как же самое главное — звучание? Мы уже знали, насколько по-разному могут звучать трансформаторы разных фирм — входные (МС) и выходные. Свои выходные трансформаторы мы рассчитывали и многократно дорабатывали, учитывая только параметры. Как заразен вирус технократизма! Правда, экспериментировать со звучанием выходных трансформаторов чрезвычайно трудоемкая работа, и не очень это корректно, ведь перед трансформатором у нас было несколько нетрансформаторных каскадов. Надо было идти от простого к сложному. Решили отработать звучание только одного линейного трансформаторного каскада.
Нам попался под руку старый выходной двухтактный трансформатор от радиолы "Симфония". Не трогая обмоток и собрав заново железо сердечника с зазором, мы сделали стандартный трансформаторный каскад. При подключении его к источнику питания и измерении параметров были получены неважные характеристики, в частности АЧХ 90–11000 Гц (по уровню -3 дБ). А как это воспринималось на слух? Несмотря на явно слышимые ограничения частотного диапазона, звучание оказалось быстрым, энергичным, с большими динамическими контрастами. При этом в нем было столько музыки, что мы просто поразились. Традиционные резистивно-емкостные схемы такого эффекта не давали. Не помогали и гальванические схемы (частный случай резистивно-емкостных).
Мы вплотную занялись конструкцией выходного трансформатора для предусилителя — с целью получения наиболее низкого выходного сопротивления (которое позволяет снизить влияние паразитных параметров соединительного кабеля [4]), много раз перематывали обмотки, и наконец нам удалось получить отличные технические характеристики: АЧХ 8–140000 Гц (-0,5 дБ), Кни = 0,09% (50–12500 Гц, Uвых= 1 В). Но звучание нас не совсем удовлетворило. Что-то мешало...
На основе наработанного нетехнократического опыта был сделан тщательный анализ конструкции трансформатора и найден камень преткновения. Убрав этот "камень", мы смогли добиться желаемого звучания. Технические характеристики же при этом явно ухудшились: АЧХ 22–24500 Гц (-0,5 дБ), Кни = 0,12% (50–12500 Гц, Uвых= 1 В). Лишний раз мы убедились, что связь технических параметров, имеющихся в нашем распоряжении, с качеством звучания далеко не однозначна.
Полученный трансформатор для выходного каскада линейного устройства оказался достаточно универсален: его с успехом можно использовать в линейном предусилителе, усилителе для телефонов, выходном каскаде проигрывателя компакт-дисков, корректора RIAA или цифро-аналогового преобразователя. На данный момент разработаны и запущены в производство две версии трансформатора: "TL 45" для лампы 6С45П-Е и "TL 4C" для ламп 2А3, 6В4G, 6С4С, включенных по схеме, которая показана на рис. 2. Эта схема является дальнейшим развитием "трансформаторной идеи" в выходных линейных каскадах.
Четвертое свойство трансформаторных каскадов (см. выше) делает весьма привлекательным их использование в предмощных (драйверных) схемах, работающих на мощные выходные триоды типа 300В, VV30B, 211, 845, ГМ70, SV572 и др. В этом случае трансформатор позволяет получить огромную амплитуду выходного напряжения (100 В и выше) при низких нелинейных искажениях (0,2–0,4%), а также малое выходное сопротивление, что необходимо для работы оконечной лампы с токами сетки [5].
Работа в этом направлении привела к созданию драйверного межкаскадного трансформатора TI300B для ламп 300B, 2A3, 6B4G и др. Он используется в драйверном каскаде усилителя "SPb Sound T70SE" на лампе 6B4G для "раскачки" ГМ70 (рис. 3). Данный каскад обеспечивает переменное напряжение 100 В на нагрузке 12 кОм при значениях Кни 0,3% (60 Гц), 0,22% (1 кГц), 0,45% (12,5 кГц); АЧХ: 17,5–22000 Гц (-0,5 дБ), 7–65000 Гц (-3 дБ); коэффициент усиления 4,5.
Рис. 2

Подобное схемотехническое решение применяется также в однотактных усилителях "CAD 805" фирмы "Cary", "Ankoru" (фирмы "Audio Note") и некоторых других.
Рис. 3

Использовать пятое преимущество трансформаторного каскада оказалось труднее всего, и это потребовало очень много времени. Зато как упростилась схема двухтактного усилите ля (рис. 4)! Количество ламп сократилось до трех за счет полного отсутствия резисторов и конденсаторов в сигнальной цепи. Полученный двухтактный межкаскадный трансформатор TI300PP имеет следующие параметры: асимметрия ±0,02 дБ (18–16000 Гц), при Uвых = 40 В и значениях Кни 0,65% (60 Гц), 0,55% (1 кГц), 0,46% (10 кГц); АЧХ: 26–16000 Гц (±0,5 дБ), 18–20000 Гц (±1 дБ).
Рис. 4

На проходившей недавно в Москве выставке "Hi-Fi Show’98" главному разработчику "Audio Note UK" Питеру Квортрупу был задан вопрос о целесообразности применения трансформаторной связи в ламповых усилителях. Ответ был однозначным: трансформаторные каскады на самом деле существенно улучшают звучание, но выгодно это для производства усилителей только высоких ценовых категорий, так как хороший трансформатор стоит очень дорого.
Литература




