Данный усилитель проектировался по
просьбе А.Шевченко из Киева, чем обусловлена его схема,
применение типов ламп и трансформаторов.



Усилитель выполнен с фиксированным
смещением ламп выходного каскада.
Сигнал через регулятор громкости поступает на сетку
левого триода лампы 6Н9С, снимается с его анода на
управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно
через делитель напряжения поступает на сетку правого
триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на
управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Выбор
данной схемы фазоинвертора обусловлен лучшим звучанием и
бОльшим коэффициентом усиления этой конструкции по
сравнению с другими конструкциями фазоинверторов с
резистивной нагрузкой.
Сигнал на сетки ламп выходного каскада поступает через
разделительные конденсаторы и “антизвонные” резисторы,
которые служат для предотвращения самовозбуждения
выходного каскада при некорректном монтаже.
На управляющие сетки ламп выходного каскада также
подаётся напряжение смещения с регулируемых делителей
напряжения, выполненных на подстроечных резисторах.
С анодов выходных ламп сигнал поступает на выходной
трансформатор, с него – в нагрузку. Выходные лампы могут
работать в двух режимах–триодном, ультралинейном.
Выбор режима осуществляется с помощью сдвоенного
переключателя П1.
Схема второго канала полностью идентична схеме первого.

Настройка усилителя:
Первый каскад настраивается по падению
постоянного напряжения 1,8-2В в контрольной точке на
катодном резисторе подбором номинала этого резистора.
Второй каскад настраивается по падению постоянного
напряжения в контрольных точках на катодных резисторах 1
Ом ламп выходного каскада, путём регулировки напряжения
смещения на управляющих сетках этих ламп. Падение
напряжения на них должно быть 0,35-0,4В, что
соответствует току анода каждой лампы 35-40мА. Наиболее
“экономные” могут снизить токи выходных ламп до 25-30мА.
Я думаю, излишне напоминать о том, что все эти
настройки нужно производить в режиме молчания.
По переменному напряжению фазоинверсный каскад
настраивается при подаче переменного напряжения около
0,5В с частотой 3кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С,
подстроечным резистором в цепи сетки правого триода
лампы выставляется одинаковое по величине переменное
напряжение на анодах лампы. При этом нужно пользоваться
вольтметром с входным сопротивлением не менее 1мегОм.
При настройке вторичную обмотку выходного трансформатора
усилителя необходимо нагрузить на активное
сопротивление, близкое к номиналу акустической системы.
Излишне напоминать, что это сопротивление должно быть
достаточной мощности.
Трансформатор питания этого усилителя выдаёт
переменного напряжения на анодной обмотке 250-270В, при
токе не менее 0,3А для ламп 6П3С и не менее 0,4А для
EL34. Обмотка напряжения смещения должна быть 40-50В
переменного напряжения.
Накальные обмотки должны быть не менее 3А для питания
накалов 6П3С и не менее 4А для питания накалов EL34.
Выпряимтели-мостовые, диоды анодного выпрямителя
шунтированы плёночными конденсаторами, анодные
10нФх400В, смещения 1,5нФх160В.
Дроссели ДР-0,4-0,34 от телевизоров УЛПЦТ имеют
750витков провода 0,31 на железе Ш16 х 21, активное
сопротивление 16 Ом, служат для фильтрации анодного
напряжения и дополнительной развязки между каналами по
анодному напряжению, желающие могут их не применять,
если результат не важен, или нужна наименьшая стоимость,
экономия на них будет примерно 2$.

Применямые детали:
Выходные лампы предварительно подобрать попарно,
желательно подобрать четыре близких между собой по току
анода. 6Н9С тоже желательно подобрать по минимальному
расхождению падения напряжений на анодах триодов.
Разделительные конденсаторы 0,22 и 0,5мкФ х 250В
К78-2, или К71-7, шунтирующий конденсатор 4мкФ в
средней точке выходного трансформатора – бумажный на
напряжение 400В, можно применить плёночный на это
напряжение, остальные шунтирующие конденсаторы -
плёночные К73-17.
Электролитические можно применить “Samsung”, “Treс”, или
другие.
Резисторы в цепях анодов, управляющих сеток желательно
применить ВС, остальные – МЛТ, подстроечные резисторы –
СП, СПО. Регулятор громкости - самый лучший, что сможете
приобрести, можно применить два раздельных.
Выходные трансформаторы от радиолы «Симфония», можно
применить другие РР, не меньшей мощности, силовой
трансформатор – ТАН107, или другие, подобные ему,
немного большей мощности.
Чувствительность усилителя порядка 0,65В.
Для уменьшения чувствительности до
1,5В:
В фазоинверторе применить лампу 6Н7С, резисторы в
анодах заменить на номинал 33-36к 2Вт, в катоде 250-270
Ом падение напряжения на нём следует подобрать порядка
2,5В.
Резистор фильтра в цепи анодного питания уменьшить до
1-1,3к.
Следует увеличить ёмкость межкаскадных конденсаторов до
1мкФ, уменьшить номинал резисторов утечки в цепях сеток
выходного каскада до 110-130к.

Выходная мощность усилителя с
подобранными лампами лампами 6П3С в триодном включении
6Вт при КНИ порядка 0,3%, в ультралинейном около 12Вт
при КНИ 0,5%.
При применении EL34 выходная мощность возрастёт в 1,4
раза.
Возможно применение в выходном каскаде ламп 6П6С и Ф6С,
при этом ток покоя выходных ламп 25-30мА, выходная
мощность в сравнении с 6П3С снизится примерно в 1,5
раза.
Удачи и хорошего звука!
Отзыв:
>Анатолий, у меня
праздник. Запустил усилитель.
>Я знал, что будет хорошо, но я не ожидал, что
на столько.
>Эмоции переполняют.
>Праздник ДВОЙНОЙ. Колонки выдали такое
звучание!
>А я уже собирался потихоньку от них
избавляться.
>Слушаю усилитель.
>Работает без всякого намека на ламповый окрас
старой Симфонии. Каких-либо >искажений я не
услышал. Чувствуется большой запас.
>Существенно добавилось низких. Улучшилась
атака, четкость.
>Динамик 2А-12 стал как бы более контролируемым.
>Увеличилось послезвучие, это когда например,
звуки-ноты дольше висят в воздухе.
>Нет никакого желания паять темброблок.
>Разница между ультралинейным режимом и триодным
существенна.
>Поначалу кажется, что лучше ультралинейный.
Больше напора, драйва, баса.
>При переключении в триодный режим через
несколько минут отмечаешь, что баса
>достаточно и его нисколько не уменьшилось.
>А вот слух меньше напрягается, триодный звук
более приятный.
>Звучание стало упругим, буквально пружина.
>Ультралинейный со временем утомляет и просится
переключиться на триод.
>Ультралинейный режим будет хорош для рок -
музыки.
>Alexander
Shevchenko
А.И. Манаков
| |
|
Радиолампы, использованные в статье:
- 6П3С
- EL34
|
Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.
Реклама: Смотрите http://www.жаровня.рф белорусская бар.