Усилитель
SINGLE END на 6Э5П и 6П45С
НАЧАЛО.
Итак, приступаем. Возникла необходимость
создать достойный SE Усилитель с приемлемой себестоимостью. Необходимо было
выполнить следующие условия: использовать в качестве силовых трансформаторы
ТС-180, как наиболее доступные, использовать распространенные и недорогие
лампы, а так же исключить использование дорогих и зарубежных деталей. Хотя
при повторении конструкции, Вы можете проигнорировать последний пункт.
Первоначально, схема усилителя выглядела так: GIF(18k).
Попутно выяснилось, что лампа 6Э5П не так уж
легкодоступна, как предполагалась. Но привязка была уже сделана, и если Вы
хотите повторить данную конструкцию, то Вам лучше ее найти. Можно
установитть 6Э6П. Манаков Анатолий: "Хотя, я думаю, стоит применить в
качестве драйвера при отсутствии 6Э5П и 6Э6П, 6Ж11П или 6Ж23П, 6Ж43П с
запараллелеными анодами, или, в крайнем случае - 6П15П".
Описание конструкции.
I. Блок питания.
Схема:
GIF(20k)
Каждый канал усилителя питается от своего
БП. Рассмотрим один из них. БП выполнен на трансформаторе ТР1 ТС-180. В
качестве ТР2 применён ТВК-110.
Чтобы не мудрить с дополнительным
трансформатором на напряжение смещения, ТС-180 был разобран, и на одну из
катушек проводом диаметром 0,3 мм было намотано примерно 150-170 витков.
Концы заводской обмотки 11'-12' были откушены от ламелей, а на их место
припаяны концы новой обмотки. После этого обе катушки были "проварены" в
разогретой до 70- 80 С? смеси парафин-воск. Состав: 50% воска на 50%
парафина. Парафин продается в аптеках, воск можно купить на рынке у людей
торгующих медом. После "проварки" излишки застывшей смеси снаружи были
удалены и особенно тщательно очищены внутренности катушек. Торцы подков
трансформатора были зачищены и смазаны эпоксидной смолой. Боковые
поверхности подков и внутренние поверхности катушек были смазаны клеем БФ.
Можно и той же эпоксидной смолой, если надеетесь, что разбирать
трансформатор в будущем Вам не придется. Картон вставок так же обработан
клеем. Не дожидаясь застывания клея собираем трансформатор, затягиваем винты
и включаем на несколько минут, время от времени, поворачивая его с боку на
бок. Этим добиваемся проникновения клея в промежутки между вибрирующими
частями трансформатора. После этой процедуры, ТС-180 оставляется до полного
высыхания клея на сутки. После подобной обработки, трансформатор не гудит и
не создает вибраций. В качестве соединительных проводов использовался провод
в жаростойкой изоляции. Без наворотов. Для накалов ламп провода попарно
скручены.
Более никаких изменений в конструкции БП не
производилось. Конденсаторы использовались СГО - 3
II. Фильтр БП, конденсаторы.
В фильтре БП резистор 3-4 Ом изготовлен из
манганинового провода диаметром 0,15 мм. Никакой хитрости тут нет, просто
готовый резистор не нашел. Электролитические конденсаторы расположены
следующим образом. От резистора 3 Ом, первый электролит 330 мkФ, второй 220
мkФ. После дросселя два конденсатора по 220 мkФ. Все конденсаторы на 350
Вольт. Параллельно каждому конденсатору подключен бумажный конденсатор 10
мкФ х 300 Вольт. Дроссель изготовлен из трансформатора ТВК- 70. Обмотка
содержит 1200 витков провода диаметром 0,2 мм. Сопротивление обмотки 31 Ом.
Конденсатор 2,0 мкФ в аноде 6П45С заменен на бумажный 10 мкФ х 300 Вольт.
В аноде 6Э5П установлен электролитический
конденсатор 220 мкФ х 350 Вольт и параллельно ему бумажный 10 мкФ х 300
Вольт. В цепи катода 6Э5П электролит 4700 мкФ х 16 Вольт, второй конденсатор
бумажный 4 мкФ. В сетке 6Э5П электролит 47 мкФ х 160 Вольт ITT. Конденсаторы
в цепи смещения сетки 6П45С установлены согласно схеме. Разделительный
конденсатор долго подбирался из конденсаторов К71, были попробованы и
К73-11А, но в итоге по совету А.И. Манакова решено было остановиться на
бумажном конденсаторе 0,47 мкФ. С конденсатора был аккуратно бокорезами
скушен корпус. Удалены боковые "пробки". Конденсатор был обмотан нитками в
один слой и "проварен" в парафино - восковой смеси при температуре 70-80 С?.
Нитки после проварки удалять не стал.
После того, как статья была написана, было
произведено еще одно изменение. Дроссели были домотаны дополнительной
компенсационной обмоткой 80 витков. Его включение стало таким:

III. Режимы работы ламп, резисторы, прочее:
В качестве регулятора громкости был применен
сдвоенный резистор СП-III на 33 кОм, что, как отмечают многие - не есть
хорошо. Добудете более хороший или поставите раздельные резисторы на каждый
канал - будет лучше. Мне же понравилась большая площадь контактов, высокая
надежность прижима и отличная экранировка СП-III. Ось была смазана капелькой
часового масла. Сам резистор не разбирал, т.к. в работе он до этого не был,
а запрессован чудесно. Провод в цепи прохождения сигнала, использовался
посеребренный. Как потом выяснилось, лучше его не ставить. Все остальные
резисторы были марки ЧПРП (что под руку попадет), в основном МЛТ, МЛТ-2.
Резистор в катод 6П45С на 1 Ом был установлен ширпотребовский, Тайваньский
3-х Ваттный, хотя до этого стоял 2-х Ваттный отечественный МЛТ и разницы в
звуке я не заметил.
После включения и установки сеточного
напряжения 6П45С таким, чтобы напряжение в контрольной точке катода 6П45С
стало 0,165 Вольта, остальные напряжения выставились следующим образом:
-
6П45С: анод +259 В, сетка1 -49-50 В, сетка 2+257,
катод + 0,167 В;
-
6Э5П: анод + 101 В, сетка +111 В, катод +1,47 +1,49
В;
В цепи анода 6Э5П сопротивление 8 кОм
В цепи сетки 6Э5П - 22 кОм. В катоде 60 Ом.
Манаков Анатолий:
"Игорь, Заменить резистор в цепи экранной сетки на 36-39 кОм и заново
измерить режимы".
Igor M. Butin: "После
замены резистора в экранной сетки и контрольного прослушивания, показалось
(!!!), что звучание приобрело некоторые вяжущие свойства. Что-то вроде
рябины черноплодки во рту. Поэтому, от подобной замены отказался, хотя
кому-то может и понравиться. Плюс подобной замены - перевод 6Э5П в более
легкий режим работы, и, как следствие большаяя долговечность лампы. Режимы
не замерял, если честно - забыл, пока прослушивал. Разница была столь мала,
что до сих пор не уверен, слышал я ее или просто чувствовал".
IV. Выходные трансформаторы.
Выходные трансформаторы намотаны следующим
образом: GIF(22k)
Выходные трансформаторы изготовлены на
железе от силовых трансформаторов кассовых аппаратов 200 Ватт железо ШЛ
32х50. Расчеты по трансформаторам произвел А. И Манаков. Я лишь намотал. Все
слои первичной и вторичной обмоток были изолированы друг от друга
сантехнической лентой "ФУМ" в два слоя. Каждый последний слой каждой секции
первичной обмотки пропитывался клеем БФ и высушивался, для того, чтобы
намоткой вторички не сместить витки первички. При сборке были установлены
прокладки между подковами толщиной 0,2-0,22 миллиметра.
Прокладку можно изготовить из листов бумаги
для принтера. Использовать сложенный вдвое лист бумаги А4 KYM 80 гр/м2 и
пропитанный олифой. Толщина листа стандартна - 0,1 миллиметра. Толщина двух
листов получается 0,2 миллиметра. Лучше найти радиотехнический картон нужной
толщины.
После сборки трансформаторы были "проварены"
в смеси парафин - воск, как и силовые. Излишки воска тщательно удалены.
Проварка в воске исключила призвуки трансформатора, уменьшила магнито-
стрикцию, улучшила КПД и звучание.
V. Окончание настройки.
После сборки пришлось подобрать положение
провода питания накалов, а так же провода, соединяющего входные гнезда с
регулятором громкости. Удалось добиться полного отсутствия фона в
громкоговорителях при замкнутом входе и вывернутой на максимум ручке
громкости.
Для контроля были прослушаны следующие вещи:
-
Eileen Farrell "Stormy Weather" - тест диск - XLO
Reference recordings
-
G. Bizet "Carmen" - 1994, Point classics
-
M. Ravel "Bolero" - 1994, Deutshe Grammophon GmbH
-
Kate Bush "The kick inside" - 1978, EMI
-
The Alan Parsons Projeckt "Tales ..." - 1976,
Polygram Records
-
Ozzy Osbourne "Blizzard Ozz" - 1980 Jet Ltd.
Великолепно звучала классика, джаз, блюзы,
баллады. Кстати и мистика Парсонса, звучит очень торжественно. А вот Оззи
несколько смазал общее впечатление. Все сказочно, фантастично, но не
чувствуется та агрессия, которая ему присуща. Точнее, она есть, но создает
образ не мужика, а капризного ребенка.
После прослушивания решено было подобрать
сопротивление в аноде 6Э5П. В результате, по совету А.Манакова, меня
устроило IПЭВ-10 на 6,2 кОм. При 8 кОм звуку, на мой вкус, несколько не
хватало агрессии. Посеребренный провод в цепи сетки лампы 6Э5П и в
дальнейшей цепи, который первоначально использовался, я заменил на провод от
центральной жилы магистрального антенного кабеля диаметром 1,5 миллиметра.
VI. Схема последнего варианта.
Схема получилась следующая:
GIF(26k)
VII. Последняя примочка.
В случае крайней нужды (озвучивание массовки
на колонках низкой чувствительности), возможен перевод 6П45С в пентодный
режим. Для этого К6 через резистор 1 кОм соедините с питанием по аноду и
зашунтируйте на корпус электролитическим конденсатором не менее 100мФ.
Резистор 220-330 Ом при этом исключается. Мощность на канал составит более
25 Ватт. Но лучше тогда ультралинейный, экранную сетку через резистор
500-560 Ом на один из отводов трансформатора.
Отвод подобрать по мощности или звучанию, на
нижнем отводе Р=15W, верхнем Р=18-20W, но качество звучания, имхо, теряется,
на верхнем - в большей мере.
Основные параметры при работе на нагрузку 4 Ом. |
Диапазон воспроизводимых частот при КНИ до 2 -
2.5% |
15 - 30000 Гц |
Номинальная мощность при этом КНИ до 2 - 2.5% |
12 - 12,5 Ватт |
Усилитель разработан
Анатолием Иосифовичем Манаковым.
Материал по сборке и отладке подготовлен
И. М. Бутиным.
Корректировку, исправления и дополнения внес А. И. Манаков.
| |
|
Радиолампы, использованные в статье:
- 6Э5П
- 6П45С
|
Комментарии к статьям на сайте временно отключены по причине огромного количества спама.