На главную Прислать статью Форум Ссылки Обратная связь
 



Усилитель низкой частоты
Ламповый усилитель НЧ может быть использован для воспроизведения грамзаписи, усиления речи, а также для радиофикации школы.

Усилитель трехкаскадный. Первые два каскада служат для усиления напряжения сигнала, подаваемого от звукоснимателя или микрофона, а третий, выходной каскад, является усилителем мощности.

Рис.1. Блок схема усилителя

Между первым и вторым каскадами включено звено частотной коррекции, позволяющ

,ее осуществлять плавную регулировку тембра звука раздельно по низшим и высшим частотам звукового диапазона.

Рис.2. Принципиальная схема усилителя НЧ

В нем используется две радиолампы: сдвоенный триод с раздельными катодами 6Н2П и лучевой тетрод 6П1П. Один триод лампы 6Н2П (Л1а) работает в первом каскаде, а второй (Л1б) - во втором каскаде усиления напряжения. Лампа 6П1П (Л2) работает в каскаде усиления мощности.

На вход усилителя подается сигнал от звукоснимателя любого типа или электродинамического микрофона (с повышающим трансформатором) типа МД-41, МД-64. Напряжение низкой частоты, создаваемого ими на переменном резисторе R1, выполняющем роль регулятора громкости, с его движка подается на управляющую сетку триода Л1а и усиливается этой лампой.

Напряжение сигнала, усиленное триодом, выделяется на его анодном нагрузочном резисторе R2 и через конденсатор связи С1 и корректирующие цепи подается на управляющую сетку триода Л2б следующего каскада. С анодной нагрузки R9 этого триода напряжение низкой частоты через конденсатор связи С6 и резистор R13 поступает на управляющую сетку лампы Л2 усилителя мощности. Мощные электрические колебания низкой частоты, возникающие в анодной цепи этой лампы, через выходной трансформатор Тр1 подводятся к электродинамическому громкоговорителю Гр и преобразуются им в звуковые колебания.

Выходная мощность усилителя около 3,5 Вт. Звено коррекции тембра звука образует две параллельные цепи: по низшим звуковым частотам - резисторы R4, R5, R6 и R8 и конденсаторами С4 и С5; по высшим звуковым частотам - резистор R7 и конденсаторы С2 и С3. Регулировка по НЧ осуществляется переменным резистором R5, по ВЧ - переменным резистором R7. Пользуясь обеими регуляторами, можно в широких пределах изменять частотную характеристику усилителя, а следовательно, и тембр звучания.

Резисторы R3, R10 и R15, включенные в цепи катодов ламп, обеспечивают на управляющих сетках соответствующих ламп необходимые начальные отрицательные напряжения смещения. Они зашунтированы электролитическими конденсаторами С9, С10 и С11, которые, пропуская через себя переменные составляющие анодных токов, устраняют отрицательные обратные связи между цепями катодов и управляющих сеток ламп.

Выпрямитель усилителя двухполупериодный. Он собран на четырех диодах Д7Ж (Д1-Д4), включенных по мостовой схеме, и выпрямляет напряжение, снимаемое с обмотки II силового трансформатора Тр2. На анод лампы 6П1П выпрямленное напряжение подается через первичную обмотку выходного трансформатора Тр1, на экранирующую сетку этой лампы - через резистор R14, образующий с конденсатором С7 ячейку развязывающего фильтра, а на аноды лампы 6Н2П, кроме того, - через их нагрузочные резисторы R2 и R9.

Питание нитей накала обеих ламп усилителя осуществляется от обмотки III силового трансформатора, понижающей напряжение сети до 6,3 В. Причем на нить накала 6Н1П подается более низкое напряжение, около 5 В, чем на нить накала лампы 6П1П, что уменьшает уровень собственных шумов и фон переменного тока более чем в три раза. Для этой цели последовательно с нитью накала лампы Л1 включен резистор R11. Переключение первичной (сетевой) обмотки I силового трансформатора на разные напряжения сети достигается перестановкой плавкого предохранителя Пр, а включение питания - выключателем Вк.

Снижать напряжение, подаваемое на нить накала лампы Л1, можно до 4,7...4,8 В. При более низком напряжении коэффициент усиления лампы падает, а искажения резко возростают.

Пунктирная линия с резистором R16 и указанный в скобках номинал резистора R2 относятся к варианту усилителя, о котором сказано позже.

Детали, конструкция и монтаж

Номиналы всех резисторов и конденсаторов усилителя указаны на его принципиальной схеме (рис.2). Переменные резисторы (R1, R5, R7) типа СП или СПО. Электролитические конденсаторы С7 и С8 типа КЭ-2, С9, С10 и С14 - типа ЭМ или чехословацкой фирмы "Тесла". Остальные резисторы и конденсаторы могут быть любого типа. Выключатель Вк - тумблер ТВ2-1. Предохранитель Пр должен быть рассчитан на ток 0,5 А.

Силовой трансформатор самодельный. Для него использован сердечник из пластин Ш-16 с окном площадью 5,5 см2, толщина набора 32 мм.

  • Сетевая обмотка (I) содержит 1220 витков провода ПЭЛ 0,27 плюс 880 витков провода ПЭЛ 0,23 (на напряжение сети 220 В). Если площадь окна сердечника будет 6 см2, всю сетевую обмотку можно намотать проводом ПЭЛ 0,27, сделав отвод от 1220-го витка.

  • Повышающая обмотка (II) содержит 2400 витков провода ПЭЛ 0,16.

  • Обмотка накала ламп (III) - 65 витков провода ПЭЛ 0,64.

  • Экранирующая обмотка (IV), снижающая индустриальные помехи, проникающие из электросети в усилитель, представляет собой плотный ряд витков провода ПЭЛ 0,27...0,31, уложенный между первичной (I) и вторичными (II и III) обмотками трансформаторами.
    Силовой трансформатор может быть и готовым, например от радиолы "Сакта" или других массовых радиовещательных приемников.

Выходной трансформатор может быть как готовый, применяемый в приемниках и телевизорах, в выходных каскадах которых работают лампы 6П1П, так и самодельный. Для самодельного трансформатора нужен Ш-образный сердечник с площадью сечения среднего стержня не менеее 4 см2 и окном площадью 4...4,5 см2. Первичная обмотка должна содержать 2500 витков провода ПЭЛ 0,16, а вторичная - 75 витков провода ПЭЛ 0,8...0,9.

Громкоговоритель мощностью 3...5 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 4,5...5 Ом, например: 3ГД-7, 3ГД-9, 4ГД-7, 4ГД-28, 5ГД-10, 5ГД-18.

Конструкция усилителя показана на рис.3, 4. Громкоговоритель укреплен на отражательной доске, выполняющей одновременно роль крышки футляра усилителя.
 

Рис.3. Шасси усилителя

Рис.4. Монтаж УНЧ

Усилитель смонтирован на П-образном шасси размерами 200х140х45 мм. Горизонтальная и передняя панели шасси металлические, задняя - гетинаксовая. На передней панели укреплены выключатель питания, регуляторы громкости и тембра звука, на горизонтальной - ламповые панели и трансформаторы, на задней - входные гнезда и выходные контакты. Перед передней панелью укреплена декоративная панель (фальшпанель) с обозначениями органов управления усилителем.

Все постоянные резисторы, кроме R11, и большинство конденсаторов размещены на гетинаксовой монтажной плате размерами 135х33 мм (рис.5), а диоды выпрямителя - на плате размерами 42х35 мм.

Рис.5. Монтажная плата усилителя НЧ

Обе платы крепятся к горизонтальной панели шасси на болтах. Конденсаторы С4 и С5 укреплены непосредственно на выводах переменого резистора R5. Резистор R11 в цепи накала первой лампы одним выводом подпаивается к 4-му лепестку панели лампы Л2, а другим - к лепестку вспомагательной опорной стойки.

Цепи питания нитей накала ламп выполняются скрученными монтажными проводами в хлорвиниловой изоляции. Очень важное значение для уменьшения фона переменного тока имеет взаимное расположение на шасси силового и выходного трансформаторов. Они укрепляются так, чтобы оси их катушек были перпендикулярны.

Во время монтажа желательно временно подключать силовой трансформатор к сети и, поворачивая его в различных направлениях, прослушивать на телефоны, подсоединенные к первичной обмотке выходного трансформатора, наводимый в них фон переменного тока. Наилучшему расположению силового трансформатора по отношению к выходному будет соответствовать минимальный уровень звука низкого тона в телефонах.

В описываемой конструкци металлическое шасси выполняет главным образом только роль экрана между трансформаторами, расположенными на горизонтальной панели, и деталями усилителя в подвале шасси, но не используется как проводник тока всех цепей усилителя.

Детали и цепи каскадов усилителя соединяются с шасси в двух основных точках: цепь накала ламп и детали выходного каскада возле лампы Л2, детали и цепи каскадов усиления напряжения, в том числе экранирующая оплетка проводников, соединяющих входные гнезда усилителя с резистором R1, - возле лампы Л1.

Налаживание усилителя НЧ

Если детали исправны и монтаж выполнен точно по принципиальной схеме, усилитель не потребует дополнительной наладки.
Подключите к усилителю звукосниматель, ручку переменного резистора R1 установите в положение минимальной громкости, а ручки регуляторов тембра звука R5 и R7 примерно в среднее положение. Включите питание. Медленно вращая ручку регулятора громкости, можно услышать плавное наростание громкости звучания. При вращении ручек переменных резисторов R5 и R7 тембр звука изменяется, подчеркивая низшие или, наоборот, высшие частоты звукового диапазона.

Если усилитель не работает, надо найти неисправный каскад. Сделать это можно с помощью звукоснимателя, включая его поочередно между управляющей сеткой и шасси лампы выходного каскада (Л2) и лампы предоконечного каскада (Л1б). При первом включении звукоснимателя громкоговоритель должен работать очень слабо (недостаточное усиление), при втором включении - достаточно громко, но тише, чем при подключении его ко входу усилителя. Неисправность надо искать в том каскаде, который при подключении к нему звукоснимателя не работает.

Найти неисправность можно, пользуясь авометром - универсальным прибором для измерения токов, напряжений и сопротивлений цепей и деталей. Напряжения, которые должны быть на выходе выпрямителя и электродах ламп относительно шасси, указаны на принципиальной схеме усилителя (рис.2). Отклонения от этих напряжений допустимо в пределах +/-20%. Изменение напряжений достигается заменой резисторов тех участков цепей, где напряжения значительно отличаются от указанных в схеме.

Характеристика усилителя

Усилитель смонтированный в лаборатории редакции журнала "Радио", показал достаточно хорошие данные, характеризующие его работу:

  • При номинальной выходной мощности 3,6 Вт искажения не превышали 2%;

  • Чувствительность не хуже 100 мВ;

  • Полоса равномерно усиливаемых звуковых частот охватывает диапазон от 50 до 12000 Гц;

  • Собственные шумы в 500 раз слабее полезного сигнала.
     

***************************

Среди юных радиоконструкторов найдутся, несомненно, особо требовательные к качеству работы усилителя. Им мы порекомендуем внести в схему усилителя такие изменения:

 Удалить из схемы электролитические конденсаторы С9; С10, и С11, шунтирующие резисторы в цепях катодов ламп;
 Резистор R2 анодной цепи лампы Л1а заменить резистором сопротивлением 240 кОм (на рис.2 номинал этого резистора указан в скобках);
 Незаземленный вывод вторичной обмотки выходного трансформатора соединить через резистор сопротивлением 10 кОм с катодом лампы Л1б (на рис.2 показано пунктиром).

В этом варианте усилителя резисторы R3 и R10 следует припаять непосредственно к катодным выводам панельки лампы Л1, чтобы катодные цепи были возможно короткими. Резистор R16 надо укрепить на дополнительной монтажной стойке возле лампы Л1. Провод же, идущий ко вторичной обмотке выходного трансформатора, должен быть экранированным, а его экранирующая оплетка соединена с шасси только в одной точке - возле выходного трансформатора.

После таких изменений в каждый из каскадов будет введена отрицательная обратная связь и, кроме того, дополнительной обратной связью будут охвачены два последних каскада. В результате выходная мощность несколько снизится (примерно до 3 Вт), зато частотная характеристика усилителя улучшится, а нелинейные искажения уменьшатся.

При налаживании этого варианта услителя надо опытным путем найти, какой из выводов вторичной обмотки выходного трансформатора должен быть заземлен, а какой соединен с катодом лампы Л1б. При неправильном включении этой цепи между выходом и вторым каскадом услителя образуется положительная обратная связь, искажающая усиливаемые сигналы.

Маломощный радиоузел
 

Как уже было сказано в начале статьи, рекомендуемый усилитель можно использовать для радиофикации небольшой школы, детского дома. Его выходной мощности достаточно для одновременной работы 15...20 трансляционных громкоговорителей. В этом случае надо лишь сделать микшерский пульт с микрофонным усилителем и использовать в усилителе выходной трансформатор с обмоткой, расчитанной на питание трансляционных громкоговорителей.

Принципиальная схема микшерского пульта с однокаскадным микрофонным усилителем на транзисторе изображена на рис.6.

Рис.6. Принципиальная схема микшерского пульта

Имеется ввиду, что в качестве микрофона будет использоваться малогабаритный микрофонный капсуль ДЭМШ.
Переменным резистором R4 регулируется уровень сигнала звукоснимателя, а переменным резистором R2 - уровень сигнала микрофона. Выходные гнезда пульта соединяются с входными гнездами усилителя низкой частоты двухжильным проводом в экранирующей оплетке.

Для микрофонного усилителя может быть использован любой маломощный низкочастотный транзистор p-n-p - типа (П13, П14, П15 и им подобные). Питание усилителя осуществляется от одного элемента типа ФБС или "316".
Футляром микшерского пульта служит коробка из жести, которая соединяется с шасси усилителя радиоузла. Схема выходного трансформатора усилителя радиоузла показана на рис.7.

Рис.7. Схема выходного трансформатора

Обмоткой I он включается в анодную цепь лампы 6П1П. К обмотке II с помощью выключателя Вк1 подключается контрольный маломощный громкоговоритель (0,1ГД-3; 0,15-ГД1) со звуковой катушкой сопротивлением 5...6 Ом. Обмотка III предназначена для питания трансляционных линий. Линия с громкоговорителями, расчитанными на напряжение низкой частоты 15 В, подключается к секции "а" этой обмотки, а линия с громкоговорителями, расчитанными на напряжение 30 В, - к обеим секциям обмотки. При выключении линий параллельно секции IIIa подключается резистор R1 - нагрузка усилителя, эквивалентная нагрузке линий.

Для выходного трансформатора используется Ш-образный сердечник с площадью сечения среднего стержня 6...7 см2 и площадью окна не менее 6,5 см2. Данные обмоток I и II те же, что и трансформатора первого варианта усилителя. Секция "а" обмотки III содержит 280 витков провода ПЭЛ 0,41, а секция "б" этой обмотки - 280 витков провода ПЭЛ 0,29.

Выходную мощность радиоузла можно повысить до 5 Вт, если лампу 6П1П выходного каскада заменить лампой 6П14П. В этом случае сопротивление резистора R15 должно быть 150...170 Ом, ламповая панелька рассчитана под лампу 6П14П, а монтаж следует выполнить с учетом цоколевки новой лампы. Никаких других изменений в схеме усилителя делать не надо.

При работе с усилителем радиоузла надо всегда помнить: если микрофон и контрольный громкоговоритель находятся недалеко друг от друга, то перед включением микрофона контрольный громкоговоритель должен быть выключен. Иначе между ними создастся акустическая связь и усилитель самовозбудится.


В.Иванов. "Радио" №8/1967 год



Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н2П
  2. 6П1П

Комментарии к статье:

  Добавил:  Робин Гуд
А мышкануть по
"""Рис.2. Принципиальная схема усилителя НЧ"""
стесняешься ???
  Дата: 2017-03-04
  Добавил:  вован
а шо обсуждают без схемы ???
  Дата: 2017-02-16
  Добавил:  Звук
Первую половину лампы убираем. Во второй, в сетке - 470 кОм. В аноде 270 - 330 кОм. В катоде два последовательно соединённых резистора 2,4 - 2,7 кОм и 100 - 120 Ом. В точку их соединений заводим ОООС (резистор 2,2 - 5 кОм). Верхний резистор шунтируем электролитом. Конденсатор С6 можно увеличить до 0,22 мкф.
Выходной каскад и БП: Общее питание поднимаем до 320 вольт. Диоды Д7Ж заменить на любые современные. Ескость конденсатора фильтра увеличить до 220 мкф, затем дроссель 5 - 10 Гн и снова конденсатор фильтра 220 мкф. Резистором R12 подбираем ток катода лампы и соответственно мощность на аноде. Не бойтесь увеличивать эту мощность. Советские лампы это преувеличение выдерживают с лихвой. Сделайте так, что бы мощность на аноде была 15 - 16 ватт. От этого звук только выигравает. А лампа дешёвая и легкодоступная. Лишь бы анод не краснел. Вот такой режим.
ТВЗ: Сердечника вполне достаточно 5 - 6 кв. см. Первичная обмотка 2400 - 3000 витков (не больше) провода 0,16 - 0,18. Вторичку намотать заведомо с большим Ra, например 7 кОм. И плюс добавить обмотку с множеством отводом через 5 витков. (Понижение Ra, например до 4 кОм) При настройке подберёте нужный Ra по минимальным искажениям. Например для 6П14П Ra для нагрузки 4 ом - 37, для 8Ом - 25.
Настройку производить при помощи компьтизированных программ спектроанализатора и измерителя ФЧХ. Для чего: Изменяя сопротивления в аноде и катоде драйвера добиваемся минимальных искажений. (для этой цели целесообразно в эти цепи ввести подстроечные резисторы). Затем подбором сопротивления в цепи катода выходной лампы делаем тоже самое. Затем подбором отвода вторички делаем то же самое. И в заключение, подбираем резистор в цепи ОООС. Таким образом УНЧ настраивается на минимум искажений, уровнем менее 1%. И ровной АЧХ во всём звуковом диапазоне. Причём преобладать будет 2 я гармоника. Значительно меньше 3 -я. А остальных не будет и видно.
И звук вас порадует.
Всем приятного звука.
  Дата: 2013-12-06
  Добавил:  Владимир
Не только для Алекса! Любая конструкция, собранная по заранее отличной схеме почти всегда требует дополнительной наладки. Даже два усилителя. которые сделаны по одной схеме и на абсолютно одинаковых деталях, будут работать только после настройки каждого из них. Всё зависит от взаимного расположения деталей, абсолютно одинаковых номиналов достичь невозможно. Экспериментируйте батенька. В этом и состоит смысл радиолюбительства.
  Дата: 2013-11-16
  Добавил:  Алекс
Вроде простой и столько с ним мороки! Практически каждую деталь пришлось подобрать. Сегодня запел, очень приятно.Но почти все резисторы изменены по номиналам.Почему печатаются не рабочие схемы? Собираю уже не первый усилок и всегда одно и то же.
  Дата: 2013-03-08
  Добавил:  Алекс
Мужики! Кто делал этот усилитель? Дайте совет. Не могу добиться хорошего звука. Может его просто и не может быть? Какие то средние частоты, мне кажется узкая полоса. Мне хочется именно 6П1П.
  Дата: 2013-02-07
  Добавил:  Салим
Пацаны, усилок нормальный. А замечать всяких убогих пидорков, обсирающих все и вся не стоит. Пидоры они и есть пидоры
  Дата: 2013-02-01
  Добавил:  Владимир
Виктор! Вот только хамские комментарии не нужны. На счёт "употребления", так это Ваша позиция профессионального употребителя! Радуйтесь, что обиженный Вами не может за оскорбление дать по "скудным мозгам". Привет критикан.
  Дата: 2012-11-11
  Добавил:  Михаил
Опять этот Виктор гадит на обсуждении! Как задолбал этот БАЛБЕС!!!
  Дата: 2012-11-11
  Добавил:  Виктор
Валерий.Вам бы романы попробовать писать....(или как там сказал персонаж фильма "Место встречи изменить нельзя") С тем, что Вы напечатали, в чем то можно согласиться.По поводу восприятия в горизонтальной плоскости - лягте на что-нибудь...Какие проблемы! Восприятие зависит от неск.причин: первая, к сожалению-во сколько реально обошлась Вам аппаратура. Второе: С кем слушаете. Третий пункт - думаю, что употребили "вовнутрь" перед прослушиванием и общей ситуации в месте где Вы занимаетесь восприятием....Так же ряда других обстоятельств. По поводу общей концепции - НЧ-отдельно,СЧ- стерео (или псевдо-стерео,в совдепии все записи были только в "моно",для воспроизведения в совейском УКВ ЧМ применялась спец.аппаратура (что я видел французского производства, не исключаю творчества местных умельцев).ВЧ можно разнести, но локализация звука ушами зависит по большей части от мощности воспроизведения.Ну и конечно - если в ухе банан, то человек вообще ничего не услышит.
  Дата: 2012-09-30
  Добавил:  валерий
Ламповый УНЧ



Преимущество двухтактного УНЧ перед однотактным ламповым УНЧ – большая выходная мощность при тех же энергетических затратах,
НО:
- звук сшивается из 2- рубашек - появляются дополнительные интермодуляционные гармоники и дополнительные фазовые искажения;
- исчезают четные гармоники, обостряются нечетные;
- потребляемый их блока питания ток при прохождении сигнала в усилителе носит более импульсный характер, чем в однотактном УНЧ.
Трансформатор блока питания «поет» от этого.
Благодаря выходному звуковому трансформатору в двухтактном включении эти выбросы и пульсации выпрямленного напряжения «сьедаются». Но не забывайте – все идет за счет другого!
Так и тут – звук всепоглощающего двухтактника по низам поднимается, а вот прозрачность и картинка звука «страдают» по сравнению с однотактным.

Где тут середина? А может есть и лучше варианты по сравнению даже с однотактным УНЧ?

Есть, конечно, только об этом «умалчивают» - придерживаются одного или другого. Кто из-за непонимания, кто из за того что он уже имеет и хочет дальше доказывать что у него лучше, кто из просто вбитой в голову информации…. и т.д.

Для построения качественного домашнего звуковоспроизведения необходимо определиться:
- с количеством этих усилителей (просто один, два на стерео, 5-8 для кинотеатра);
- выбором динамиков в звуковых колонках для каждого УНЧ, конструкцией и их местом расположения;
- с мощностью и схемой исполнения каждого УНЧ.

Но прежде как это решить необходимо знать что:
- уровень максимальной амплитуды звукового сигнала превышает уровень усредненного в 5-10 раз.
Поэтому для воспроизведения звукового сигнала без искажений усилитель и динамики звуковых колонок должны быть рассчитаны на эту амплитуду (мощность). А для этого необходимо иметь динамик с максимально чувствительной головкой.
- в спектре звукового сигнала более 50% занимают частоты до 300 гц.
Поэтому НЧ сигнал желательно отделить фильтром и воспроизводить отдельно. При этом 2 УНЧ с корректорами можно выполнить не на лампах, а на «сухих» элементах в одной звуковой колонке с противоположно направленными к боковым стенам комнаты динамиками, общим фазоинвертором (регулируемой трубой) и направленной во фронт.
- динамики в звуковых колонках лучше выполнить в согласовании с пространством через небольшие, по правилу золотого сечения, акустические переходы (линзы).

Обычная комната занимает 20-30 кв. м.
Поэтому достаточно иметь ламповый СЧ УНЧ мощностью до 5 ватт, а НЧ УНЧ на «сухих» элементах в 10-30 ватт в зависимости от мощности динамика.
Вспомогательные «тыловые» колонки и УНЧ можно использовать и уже имеющиеся.
А вот для более качественного и достоверного прослушивания необходимо расширить звуковую панораму:
по левую и правую середину стен комнат установить дополнительные звуковые колонки, включенные к правому и левому каналу фронта и соединенные меду собой встречно вместо общей точки «земля».
Дополнительно желательно установить на линии расположения боковых колонок и потолочные, включив их также последовательно.
При небольших габаритах комнаты тыловые УНЧ и колонки можно не использовать, а дополнительные расположить чуть дальше от середины к задней стенки. Раньше это называлось «система АВС».
Поэтому достаточно иметь 2 ламповых УНЧ.

Дополнительно о восприятии звуковой панорамы.

Звуковую панораму мы привыкли воспринимать в горизонтальной плоскости.
А ведь можно ее улучшить и намного, развернув ее по фронту и в вертикальной плоскости.
Для этого динамики в фронтальных звуковых колонках необходимо выполнить с направлением вверх,
а над каждой колонкой на определенной высоте разместить под углом отражательную доску.
В таком исполнении звук будет не только восприниматься отдельно по фронту, но и в глубину – с четким расположением места исполнителя и инструментов. Это намного обостряет восприятия и чувство личного присутствия. Можно, перемещаясь по комнате, ближе подойти отдельно к исполнителю на любом инструменте или песни.

Теперь рекомендации о средне-высокочастотном (С-В) УНЧ.

Исключение из звукового сигнала его низкочастотной части дало возможность уменьшить габариты трансформаторов, подобрать лучшие.
Еще проще – собрать бестрансформаторный УНЧ и желательно по нижеприведенной проверенной схеме на рис.1, работающей на высокоомный (переделанный) динамик.
В блоке питания вместо диодных мостов выпрямление сделать через кенотроны или газотроны с индуктивно-емкостным фильтром и со стабилизатором напряжения на стабилитроне.
Тогда ток, формирующийся в УНЧ и проходящий через динамик, имеет «живую, родную» составляющую и будеть формировать «чистое» магнитное поле звуковой катушкой динамика.
Дальнейшее качество в формировании воздушной звуковой волны зависит от динамика – его чувствительности, диапазона воспроизведения средних и высоких частот и материала из чего он изготовлен (лучше на бумажной основе ), согласование с пространством через акустическую линзу.



Рис. 1



Можно взять и другие схемы бестрансформаторных усилителей с одним, более простым, блоком питания – но со звуком указанного усилителя не сравнить.

Теперь о другом виде схемного исполнения С-В УНЧ, тоже качественном, но с использованием выходных трансформаторов, работающих на частотах выше 300гц. Это резко уменьшает габариты выходных трансформаторов и дает возможность выбрать их исполнение из более качественного материала.
За основу берется схема двухтактного усилителя, но без общего выходного звукового трансформатора.
На каждой выходной лампе – свой выходной трансформатор и лампы работают как в однотактном - в режиме класса «А» противофазно относительно друг друга. Выходные обмотки этих двух трансформаторов соединяются между собой последовательно на общий динамик. В таком случае, не зависимо от уровня сигнала во всех цепях усилителя из блока питания выдается постоянный уровень тока. Скачки тока в цепи питания отсутствуют. Блок фильтров может осуществить идеальное выпрямление без применения стабилизатора напряжения. Но, опять же, применяйте в блоке питания для выпрямления напряжения кенотроны или газотроны.

Ко всему еще надо знать вот что!

Любой динамик, в данном случае среднечастотный, как бы хорошо он не работал – всегда у него есть вес, что создает инерционность в формировании формы звуковой волны от этого динамика. Тогда пропадает некоторая окраска звука по высоким частотам (идет смягчение звука).
Для устранения этого можно установить в эту звуковую колонку дополнительный ВЧ динамик и нагрузить его на общий ВЧ трансформатор (не соединяя его ни среднюю точку, ни выходную вторичную обмотку к корпусу) через переходные неполярные (бумажные МГП) емкости между анодами выходных ламп.
  Дата: 2012-08-22
  Добавил:  Антон
Хорошая схема.Одна из первых, что я собрал.Обычно собранное по малолетству не сохраняют, а у меня этот усилок живой до сего времени.Делал, правда не дома "на коленке", а во время прохождения производственной практики на предприятии.
  Дата: 2012-08-10
  Добавил:  Владимир
Когда у нас в школе на перемене в 1958 году начинал передачи радиоузел, то все пытались сквозь вой различить хоть одно слово. Никто из нас не знал, что нужно элементарно выключить контрольный динамик.
  Дата: 2012-04-29
  Добавил:  Сергей
Хорошая схема.С магнитофонной приставкой "Нота"всех модификаций получался вполне приличного (по тем временам) качества аппарат.Да плюс к нему грамотно сделанную аккустическую колонку и совсем уже неплохо! Делал усилитель по этой схеме к американскому связному приемнику.Хорошо работала схема с регенератором из раздела "За рубежом" №9 "Радио"за 1960 год.Хорошо работала при разных вариантах ламп.Вместо пальчиковых ламп ставили и октальные - американский "связник" был на октальной серии ламп.
  Дата: 2012-01-02
  Добавил:  4L1G
превосходный УНЧ! построил 1970 году 8-й класс. сразу поставил 6П3С на выходе..дал 300в и на шарманку!!!!
  Дата: 2010-08-26

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2017 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR Яндекс.Метрика