На главную Форум Ссылки Обратная связь
 
Портал для радиолюбителей




коттеджи в Ленобласти, проекты и смета на сайте.
Волшебство лампового звука
    Казалось бы, радиолампы остались в далеком прошлом и в век новых технологий представляют разве что историческую ценность. Но сейчас во всем мире растет интерес к использованию радиоламп в аппаратуре, и связано это, как ни странно, с цифровыми технологиями в звукозаписи.
    Подход истинных ценителей качества звука к оценке аппаратуры во многом похож на подход гурманов. В самом деле, разве настоящим ценителям вкусной еды есть дело до скучных выкладок, сколько витаминов и микроэлементов, а также жиров и углеводов содержится в блюдах, подаваемых в лучших ресторанах?
    С недавних пор особенно «вкусным аудиоблюдом» считается звучание ламповой аппаратуры. Самые тонкие ценители за огромные деньги покупают модели на лампах или даже делают заказы на их штучное производство.
    И никто, наверное, уже не вспоминает, как всего два десятилетия тому назад на помойки выбрасывались ламповые радиолы и телевизоры. И вот эта техника возвращается, причем уже в качестве атрибута престижа. Что это - просто модное увлечение или же техника, как иногда бывает, развиваясь по спирали, сделала очередной круг и привела нас опять к лампам?

    ИСТОРИЯ

    Усилительная радиолампа была изобретена в 1906 году американцем Ли Де Форестом. В этом году изобретению, которое в свое время произвело настоящую революцию в технике, исполняется 100 лет. С началом серийного выпуска радиоламп стали возможны радиовещание и телефонная связь на большие расстояния. В 20-х годах появляются первые радиоприемники на лампах. Затем усилители на лампах начинают использоваться в электропроигрывателях. Расцвет ламповой техники пришелся на 50-е годы. В это время радиоприемники, проигрыватели и телевизоры превратились в по-настоящему массовые продукты. Но тогда же, в 50-х годах, у радиолампы появился соперник: началось производство полупроводниковых усилительных устройств - транзисторов. Поначалу транзисторы использовались только в переносной технике, где были важны такие их преимущества, как малые размеры и скромные потребности в электроэнергии. В 70-х годах в аппаратуру начинают внедряться интегральные микросхемы. В одной микросхеме размером с почтовую марку помещались сначала десятки, потом сотни (а теперь уже и миллионы) транзисторов. Стало легко реализовывать функции, которые для ламповой техники неприемлемы. С появлением микросхем в аудиовидеоаппаратуре начали использоваться цифровые технологии. Однако вплоть до середины 70-х годов ламповая аппаратура превосходила устройства на полупроводниках как минимум по двум параметрам. Во-первых, максимальная выходная мощность у ламповых усилителей была выше. Во-вторых, они вносили меньше искажений в сигнал. Вот почему до середины 70-х годов высококачественная аудиоаппаратура делалась исключительно на лампах. Кроме того, выпускалась комбинированная аппаратура, где большинство узлов выполнено на транзисторах, но там, где были необходимы большая мощность и большое напряжение, использовались лампы. У транзисторов выше коэффициент полезного действия. Это значит, что при равной потребляемой мощности у транзисторного усилителя выходная мощность выше, чем у лампового. Возможности электропитания в обычной квартире не безграничны, поэтому в итоге транзисторная аппаратура обогнала по выходной мощности ламповую. Последним оплотом ламповой техники были телевизоры. Ламповые телевизоры выпускались вплоть до конца 80-х годов. Замену ламп на транзисторы и микросхемы подстегнуло цветное телевидение. Уже столь сложное устройство, как цветной телевизор, будучи выполненным на лампах, оказывается недостаточно надежным и потребляет очень много электроэнергии. Но в индустрии звукозаписи в начале 80-х годов произошли события, которые заложили основу для триумфального возвращения радиолампы. К ним мы еще вернемся, а пока посмотрим, что же происходило за пределами мира бытовой радиоаппаратуры.

    ВОЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

    Если в аппаратуре для широкого потребления, начиная с 50-х годов, шел процесс активного перехода на полупроводники, то оборонная промышленность как в СССР, так и на Западе, продолжала создавать новые образцы аппаратуры на лампах. Мало того, сама конструкция лампы продолжала совершенствоваться. Привычные всем нам радиолампы для гражданского применения представляют собой «бочонки» диаметром 2-3 см и длиной около 6 см. Громоздкость усугубляется тем, что для радиолампы нужен еще специальный разъем (так называемая панелька), в который она вставляется. Это позволяет быстро заменять лампу, ведь к такой процедуре приходится прибегать довольно часто. Однако в 50-х годах для военных целей были созданы радиолампы нового типа - так называемые нувисторы. Время службы нувистора сопоставимо с временем службы транзистора. Это значит, что можно обойтись без панелек и впаивать нувисторы непосредственно в монтажную плату, точно так же, как и другие радиодетали. Были разработаны и другие технические решения, позволившие сделать радиолампы более компактными, экономичными и надежными. Создавались военные рации на лампах размером с обычный переносной приемник на транзисторах. Бортовая аппаратура военных самолетов также создавалась на радиолампах. Причины, по которым военные в разных странах отдавали предпочтение радиолампам, были связаны отнюдь не с их консерватизмом. Просто ламповая техника долгое время больше подходила для специфики военного применения, чем полупроводниковая. Так, выпускавшиеся в 50-60-х годах транзисторы были очень чувствительны к изменению температуры. Но самая главная причина заключается в том, что ламповая техника лучше приспособлена к ядерной войне. При ядерном взрыве создается мощный электромагнитный импульс, который способен вывести из строя аппаратуру на полупроводниках. А вот радиолампы вполне способны его выдержать. Радиация также губительна для полупроводниковой техники, но почти не действует на радиолампы. Такова была ситуация по крайней мере вплоть до 80-х годов. Как обстоит дело сейчас, смогли ли создать транзисторы и микросхемы, способные работать в условиях ядерной войны, неизвестно. По понятным причинам эта информация засекречена. Тем не менее времена «холодной войны» подарили нам множество интересных решений в области ламповой техники. В силу своей дороговизны они тогда не использовались в аппаратуре широкого применения. Но сейчас производители high-end-аппаратуры активно используют наработки прошлых лет.
В начале 80-х годов появился CD, который стал первым массовым цифровым носителем для записи звука. Сначала продвижение CD было четко ориентировано на людей, серьезно увлекающихся музыкой. И здесь не обошлось без некоторых накладок. Меломаны покупали CD-проигрыватели, подключали к ним имевшиеся транзисторные усилители, изначально предназначенные для работы с проигрывателями для «винила» и... испытывали разочарование. Сигнал, выходящий из винилового проигрывателя,гладкий, его динамический диапазон (то есть соотношение между мощностями самого громкого и самого тихого звуков) был сужен при записи, чтобы поместиться в дорожку пластинки. Транзисторный усилитель хорошо справлялся с таким сигналом. А что получалось на выходе CD-проигрывателя? Динамический диапазон широкий, в сигнале много резких перепадов. Работая с таким сигналом, транзисторный усилитель вносил в него значительные искажения. И вот в какой-то светлой голове возникла мысль, а не подсоединить ли CD-проигрыватель к ламповому усилителю? На первый взгляд такое решение выглядело дикостью - подключить ультрасовременное устройство к аппарату, выполненному из компонентов, признанных морально устаревшими. Но результаты превзошли все ожидания - получилось чистое звучание, CD смог раскрыть свои богатые возможности. Вопреки расхожему мнению, именно появлению CD, а не ностальгической моде на «винил», и обязана радиолампа своим триумфальным возвращением. В 80-е годы американские меломаны в основной своей массе перешли с «винила» на CD. Соответственно возник большой спрос на ламповые усилители. Но к тому моменту производство радиоламп для широкого применения в США уже было прекращено. Где можно было найти радиолампы? Оказывается, в СССР и Китае. Неповоротливая советская электронная промышленность продолжала производить радиолампы в большом количестве. Что касается Китая, то в 80-е годы он еще плелся в хвосте прогресса в электронной промышленности, и там радиолампы тоже производились. Было создано американо-советское предприятие Sovtek, которое начало поставлять советские радиолампы в США. И до сих пор этот бренд занимает серьезные позиции на американском рынке радиоламп. Сейчас аппаратуру на радиолампах Sovtek производит, например, американская компания Conrad-Johnson. Кроме Sovtek в продукции американских фирм широко используются радиолампы знаменитого санкт-петербургского завода «Светлана». Причем выбор на продукцию предприятия из бывшего СССР пал не из-за цены, а потому, что оно обеспечивает высокое качество звука. Существуют и отечественные производители ламповых усилителей. Главным образом это небольшие фирмы, которые выпускают аппаратуру мелкими партиями или по индивидуальным заказам.

СЕКРЕТЫ ЛАМПОВОГО ЗВУКА

    На заре развития транзисторной техники объяснение тому, что лампа звучит лучше, было простое - полупроводниковые приборы были тогда еще небезупречны. Но шло время, транзисторы совершенствовались, и прежнее объяснение феномена лампового звука вызывало все больше вопросов. В самом деле, коэффициент нелинейных искаженийу современных моделей высококачественных транзисторных усилителей составляет 0,01-0,001%. А у лампового усилителя по самому принципу его действия нелинейные искажения составляют более 0,5%. Конструкция большинства ламповых усилителей устроена таким образом, что сигнал на акустическую систему подается через выходной трансформатор. Это ухудшает воспроизведение глубоких басов. Ламповому усилителю с трудом дается воспроизведение динамичных моментов в музыкальных произведениях. Тем не менее звучание ламповой аппаратуры субъективно воспринимается как более приятное по сравнению с транзисторной. На первый взгляд это парадокс - пользователь субъективно оценивает более высоко устройство, у которого технические характеристики хуже. Но существует и четкое научное объяснение этому феномену. Да, современный транзистор вносит меньше искажений в сигнал, чем радиолампа. Но это искажения различного типа, и то, как изменяет сигнал радиолампа, более терпимо воспринимается человеческим слухом. Радиолампа при усилении добавляет в сигнал четные гармоники. Субъективно слух воспринимает звучание, в котором есть четные гармоники, как более теплое. В том, что такие гармоники неизбежно добавляются при усилении, естественно в разумных пределах, есть даже польза, потому что звучание становится более приятным для слуха. Кроме того, ламповый усилитель добавляет от себя главным образом гармоники низкого порядка (в основном 2 и 4), которые вызывают у слушателя меньше раздражения, чем гармоники высокого порядка. Для транзистора характерно добавление в сигнал в основном нечетных гармоник. Наш слух воспринимает звук, обогащенный нечетными гармониками, как более резкий. К тому же транзисторы дают гармоники высокого порядка (7 и даже выше), которые раздражают слух. Таким образом, приятное звучание лампового усилителя создается во многом за счет «приправы» в виде дополнительных четных гармоник. Возможно, дополнительные четные гармоники даже частично маскируют нечетные, которые могут возникнуть, например, в результате погрешностей при цифроаналоговом преобразовании сигнала с CD. Еще одним фактором, определяющим разницу между звучанием ламповой и транзисторной аппаратуры, является ограничение сигнала. Для транзисторного усилителя характерно жесткое ограничение. В результате «выбросы» громкости, которых много именно в сигнале с CD, сопровождаются хорошо слышимыми щелчками. В ламповом усилителе мягкое ограничение, которое не так заметно.

    ИМИТАЦИЯ «ЛАМПОВОГО» ЗВУКА

    Возникает вопрос: если особенности «лампового» звука сводятся к добавлению новых компонентов в сигнал, неужели нельзя это как-то имитировать современными средствами? Действительно, это возможно. В некоторых профессиональных транзисторных усилителях для электрогитары имеются специальные цепи, имитирующие искажения, характерные для радиоламп. Для популярной компьютерной программы для воспроизведения музыки WinAmp используются плагины, обогащающие сигнал четными гармониками. Но применение компьютерной обработки сигнала или же специальных цепей на транзисторах дает пока более скромные результаты, чем прохождение сигнала через ламповый усилитель. Дело в том, что после обработки в цифровой форме сигнал поступает на цифроаналоговый преобразователь, который вносит потом свои искажения. Что касается цепей на транзисторах, то они могут обогащать сигнал четными гармониками, но при этом все равно добавят еще и нечетные. А ламповый усилитель доводит сигнал до нужной кондиции без «побочных эффектов».

    ПЕРСПЕКТИВЫ

    Станет ли нынешний интерес к ламповой технике кратковременным увлечением или же радиолампа вернулась всерьез и надолго? В аппаратуре высокого класса лампы будут использоваться достаточно долго. По крайней мере до тех пор, пока усилители, дающие «теплый» звук за счет комбинации транзисторов трех типов, не станут значительно дешевле. Но, даже если это случится, производители ламповой аппаратуры без работы не останутся. Ведь, покупая такую технику, люди платят не только за прекрасный звук, но и за приобщение к легенде.

Комментарии к статье:

  Добавил:  юрий
Добрый вечер!
Мне достаточно неприятно говорить об этом, но для меня сработанный в Китае ламповый однотактный усилитель обыгрывает по всем показателям (кроме мощности)все, что я слышал транзисторного, включая дорогие системы, типа усилителей для "Наутилусов". Для чего пишу - не знаю, наверное кто-то будет ругаться, но для меня это так! С уважением !
  Дата: 2013-03-08
  Добавил:  МiсhаеI
лично я не являюсь сторонником ламп. лампа это утопия с накалом. при всей моей толерантности и уважению к конструкторам ламповых усилителей хочу сказать следующее..... у транзисторов с поверхностным эффектом есть тоже та же самая характеристика что и у ламп. но нет накала. постройте усилитесь с общим стоком в классе а и будет вам счастье. причем счастье на долгие года без потери эмиссии.
  Дата: 2013-01-02
  Добавил:  Георгий
Забывается простота ламповых схем.Их пригодность к быстрому ремонту.Представьте ситуацию. Жених и невеста с минуту на минуту подьедут, усиливающая установка неожиданно "сдохла"...Полный скандал.Вышедьший из строя ламповик часто удавалось вернуть в рабочее состояние за минуты.
  Дата: 2012-09-03
  Добавил:  Константин
Интересно почитать было, особенно историческую часть, но при сравнении ламп с транзисторами слишком много обобщений и весьма сомнительных утверждений. Невозможно рассматривать и сравнивать спектры искажений без указания конкретных схем включения. Например полевые транзисторы работающие в схеме повторителя напряжения на нагрузку в виде источника тока, имеют короткий спектр, с преобладанием 2ой и 4ой гармоник и с отсутствием (на фоне шума) высших гармоник. В то же время двутактный выходной каскад на лампах (особенно если он не в классе А), спектр ни чем не лучше транзисторного китайского усилителя, с хвостом до очень высоких гармоник.

Сравнивая транзисторы и лампы не стоит так же забывать и о том что практически все современные ламповые конструкции высококачественных усилителей работают в классе А, а в то же время подавляющее большинство транзисторных конструкций имеют класс АВ причем с малыми токами покоя. Так что сравнение просто не честное.

Особо стоит отметить и утверждение про то что четные гармоники делают звук более приятным. Только вторая и четвертая гармоника сказываются на звуке положительно, так как вторая гармоника это тот же тон в соседней октаве, соответственно, четвертая - еще одно смещение на октаву.. остальные же гармоники, в независимости от их четности или нечетности не являются созвучными к основному тону.

У ламп два неоспоримых преимущества перед транзисторами: простота организации мягкого ограничения (хотя и оно не для всех ламп свойственно) и самое главное достоинство - они красивые).

Грамотно спроектированный ламповый усилитель звучит очень хорошо, точно так же хорошо звучит и грамотно спроектированный транзисторный. И одинаково плохо играют усилители сделанные некорректно вне зависимости от используемого типа компонентов.
  Дата: 2012-08-22
  Добавил:  Сергей
Александр!Интересно,зачем вам такие сведения? Ну для начала скажу, что радиолампы и прочие комплектующие производились не только на территории собственно Германии.Они производились в Австрии,в Чехии (заводы "Tesla"), в Венгрии ("Тungsram").Большая часть заводов просто оказалась вне советской зоны окупации.Производство было сравнительно быстро восстановлено.В 1946 году точно лампы уже выпускали.Частично германских серий, но быстро освоили произвадство октальных ламп американского типа и начали поставлять в СССР.Что-то из оборудования конечно вывезли.Но не в один город или один завод, а со слов работавших в то время людей, трофеи разошлись по разным предприятиям.Кто-то сумел хапнуть больше, кто-то меньше.С оборудованием все не просто.Какую то часть просто не сумели довести до мест назначения.Оборудование и станки уже выработали большую часть ресурса.Они интенсивно работали с конца 30-х и практически до начала весны 1945 года.Последние год-полтора без надлежащего сервисного обслуживания.Большая часть квалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала оказалась на фронтах и во флоте.К обслуживанию привлекали военнопленных и привезенных или приехавших добровольно на работу иностранцев,а так же местных женщин и пожилых мужчин.Понятно, что полноценного ремонта и обслуживания сложной техники уже не могло быть.Часть вывозимого обору дования была уже повреждена при бомбежках. Оборудование которое смогли запустить в советских реалиях жило недолго. Какие то станки и технологические установки я сам видел в 50-е и 60-е годы.Особо большой потребности в немецких лампах не было.Было какое-то радиооборудование на трофейных кораблях.Много запасных частей и деталей было захвачено на складах.Армия и флот имели больший запасы лендлизовского оборудования и зап.частей.Кстати до недавнего времени работала под Санкт-Петербургом трофейная германская радиостанция связи с подводными лодками на сверх длинных волнах.Рабочая частота порядка 18-и с небольшим Кгц.Принимал ее сигнал еще неск. лет назад.Сейчас не пробовал.В конце 40-х начали поставляться кинескопы для телевизоров и осцилографов.В начале 50-х в продаже под наименованием "Рембрант" появился телевизор производимый в ГДР.Телевизоры "Ленинград" и "Москвич" производство которых начали в СССР это по сути выпускавшийся в Германии серийно с конца 30-х телевизор "В-1", но на лампах уже октальной серии.У больших начальников были натурально немецкие "В-1" и на их родных лампах.С лампами и кинескопом то же что то "не срослось" особенно с кинескопами лампой строчной развертки, а также с пентодом стоявшим в первом каскаде УВЧ и их поставляла ГДР. Вначале полностью,потом частично комплектовались поставляемыми из за кордона деталями.Аериканцы уже ничего не поставляли - началась "холодная война".Еще мальчишкой помню, что немецкий кинескоп в телевизоре соседа отработал до второй половины 50-х.Когда его заменили произведенным в СССР ЛК-23, тот проработал что-то порядка года или двух после чего что-то еще можно разглядеть было только в полной темноте.Оборудование телецентра в Ленинграде было частично вывезено из Германии частично поставлено уже произведенное сразу после войны в ГДР и Австрии.Австрийские приборы были уже на лампах американских серий.Сам разбирал их на детали после списания.Так что Александр с прекращением выпуска радиоламп в Германии все не просто.
  Дата: 2012-07-18
  Добавил:  Сергей
Да и забыл в общем-то главное, по поводу радиоламп.СССР уже в 30-е годы практически полностью переориентировалось на использование американских ламп и организацию их производства здесь лампы.Из США поставлялось оборудование для их производства, обучался персонал,производство налаживали их технологи.Что-бы они не заблудились в Ленинграде были выпущены карты с названиями улиц на английском языке.Впрочем кажется такие путеводители выпускались и на немецком языке.В начале приезжали танкисты, летчики, специалисты по применению боевых отравляющих веществ и подводники.Потом поехали набираться опытом специалисты из Gecheimstatspolizei, она же больше известна как просто ГЕСТАПО.Вот такая получалась "радиотехника".
  Дата: 2012-07-18
  Добавил:  Вячеслав
На днях собрал ламповый усилитель,звук очень радует, в сравнении с усилителем от MICROLAB,правда приятно звучит только инструментальная музыка ,джаз,рок и блюз.(другого мне и не надо.
  Дата: 2012-06-25
  Добавил:  Александр
Добрый вечер. У меня есть к Вам вопрос, не подскажите пожалуйста в какой город (на какой завод) перевезли оборудование по производству ламп из Германии. Это произошло после того как в Германии прекратили их производство. Спасибо за будущую реакцию. С уважением
  Дата: 2012-06-07
  Добавил:  Николай 5590
Прошу прощения за дилетантство, но 30 ваттная лампа будет ГРОМЧЕ 30ВТ-транзистора?
  Дата: 2012-03-23
  Добавил:  максимильяныч
мне запомнился один случай ,прям анекдот,сижу я занчит дома,заваливат в гости приятель хороший,достает из кармана МП3 ,и говорит давай подключай тут музыка хорошая,пока возился с проводами бубня о качестве звука и бесполезности затеи,получил от него ответ,-ты говорит не парься он через лампы звук пройдет и снова нормальный станет...при этом человек далек от понимания гармоник и прочих наворотов... и что вы думаете ? я теперь грешным делом с компа музыку черз ламповик слушаю....а отличие лам от транзюков,в том что транзисторник есть просто усилитель, а ламповик он музыкальный инструмент...
  Дата: 2012-03-04
  Добавил:  Волгоград
Вы забыли упомянуть о ВИС - вакуумных интегральных схемах.Они делались на подложках и помещались в вакуум.Но, почему-то до ЦП не дошло.
  Дата: 2012-01-09
  Добавил:  Сергей
Хорошая статья...но у кого-то есть музыкальный слух,у кого-то нет.Если человек к тому-же упрям как... Надоело обьяснять.Лет 20-30 назад мы делали серьезные эксперименты с усилителями и аккустическими системами.Человек с хорошим слухом,плюс к тому профессионально занимающийся аккустикой или музыкой практически безошибочно отличает транзисторный звук от лампового.Ламповые тоже звучат мягко сказать по-разному.Мало видел хорошо работающих УНЧ сработаных любителями.Нужны серьезные лабораторные условия.А сейчас такое впечатление что люди одичали.Деградация полнейшая.Отучились читать техническую литературу.Все уже давно испытано и проверено.
  Дата: 2012-01-02
  Добавил:  мп42б
НА самом деле мдп транзисторы хороши,но лампы лучше,тем что транзисторы не выпускают мощностью 50квт.,как некоторые типы ламп ГУ***,а если мы все в приемнопередающей аппаратуре заменим транзисторами заменим,то они не смогут как радиолампы большую мощность выжать,максиум 2квт.,самые мощные транзисторы которые есть на свете.вот так!!!
  Дата: 2010-12-25
  Добавил:  артем
ваши данные устарели. сейчас выпускается множество экранированных транзисторов,которым импульс до фонаря. кроме того,существуют МДП-транзисторы.их звук ничем не отличается от "лампового". а срок службы ламп не может быть таким же,как у транзисторов.Это невозможно,и не вводите людей в заблуждение
  Дата: 2010-11-11
  Добавил:  Николай
очень позновательно
  Дата: 2010-06-26

Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Защита от
автозаполнения: 
 


Реклама:     Российские и зарубежные производители, двери входные металлические. -- Удобно, посуда из стекла. -- Ты всегда на месте выбор crm системы.


 

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

© 2006-2014 www.radiolamp.ru

Счётчик тИЦ PR